«Пусть всегда будет солнце!». Международный день защиты детей

Международный день защиты детей был учрежден в 1949 году, и уже с 1950 года стал проводиться ежегодно 1 июня.

Флаг Международного дня детей: на зеленом фоне, символизирующем свежесть, гармонию, рост и плодородие, вокруг знака Земли — символа нашего общего дома, размещены стилизованные человеческие фигурки разных цветов — красная, синяя, желтая, черная и белая, которые символизируют разнообразие и терпимость.

Международный день защиты детей — это не только веселый праздник для самих детей, это и напоминание обществу о необходимости сохранения мира и защиты прав ребенка, чтобы все дети росли счастливыми, учились, занимались любимым делом и в будущем стали замечательными родителями и гражданами своей страны.

И сегодня во многих странах в этот день проходит множество массовых, развлекательных и культурных мероприятий для детей: проводятся дискуссии о правах и благополучии детей, показы новых детских телепередач и художественных фильмов, устраиваются спортивные соревнования для детей и родителей.

В музее-усадьбе «Дзержиново» 1 июня детям предоставляется бесплатное посещение музейных экспозиций, созданных на основе собственных музейных фондов. А 28 мая прошло мероприятие, приуроченное к Международному дню защиты детей и сохранению мира на земле «Пусть всегда будет солнце!», участниками которого стали около 70 детей и их родителей.

СПАСЕНИЕ ДЕТЕЙ – СПАСЕНИЕ БУДУЩЕГО СТРАНЫ

Говоря о Ф.Э. Дзержинском как об общественном и государственном деятеле, нельзя не упомянуть о его участии в широкомасштабной кампании по спасению детей.

Член совета А.Д. Калинина в конце 1920 года объездила юго-восточные регионы России, чтобы изучить положение детей.

Вернувшись в Москву, она представила Дзержинскому письменный отчёт. В нём говорилось: «Война, голод, эпидемии с каждым часом всё больше и больше уносят в могилу отцов и матерей. Количество сирот и беспризорных детей растёт с ужасающей быстротой. Дети, как это наблюдается во всех не только голодающих, но и производящих губерниях ... десятками ходят по миру голодные, холодные за подаяниями, научаются разврату, обворовывают и наводя панику на сёла и деревни...» Далее А.Д. Калинина сообщала, что количество беспризорных детей дошло до катастрофических размеров.

В годы империалистической и гражданской войн по официальным данным более пяти миллионов детей оказались беспризорными. Они нуждались в помощи, человеческой теплоте и заботе.

Вскоре после Октябрьской революции при Наркомпросе был организован Совет охраны детей, состоявший из представителей наркоматов здравоохранения, просвещения, внутренних дел, социального обеспечения и др. Возглавил совет Ф.Э. Дзержинский. На должности председателя комиссии организовал систему детских учреждений — приемников-распределителей (временного пребывания), детских домов, «коммун» и детских «городков». В этих учреждениях обездоленные дети получали медицинское обслуживание, образование, питание и, самое главное, возможность дальнейшей самореализации. Восемь бывших беспризорников стали впоследствии академиками АН СССР, и в числе их всемирно известный генетик Николай Петрович Дубинин.

31 марта 1923 года «Известия» опубликовали обращение председателя деткомиссии ВЦИК Дзержинского «Все на помощь детям!» Феликс Эдмундович призвал советский народ и трудящихся капиталистических стран прийти на помощь больным и беспризорным детям. «Не стесняйтесь ни формой, ни размером вашей помощи, – говорилось в обращении. – Помните, что только общими усилиями широких рабоче-крестьянских масс мы можем выйти с честью из борьбы на этом тяжёлом фронте детской беспризорности».

Ф.Э. Дзержинский придавал исключительное значение воспитанию молодёжи физическим трудом в сочетании с овладением основами науки. При этом он требовал, чтобы строго соблюдались законы об охране труда подростков, чтобы делом образования и воспитания молодёжи повседневно занимались комсомол, партийные и советские организации совместно с Наркомпросом.

Ф.Э. Дзержинский любил детей за чистоту их души, за непосредственность, за то, что они не знают фальши и лицемерия, часто присущих взрослым людям. Он хотел, чтобы они не выросли эгоистами, чтобы были честными и сильными духом, чтобы не давали себя сломить никаким страданиям, чтобы умели жить для других. Феликс писал, что если они будут жить только для себя и заботиться лишь о своём благополучии, то горе им. Феликс Эдмундович подчеркивал, что только любовью и добротой можно правильно воспитать ребенка. В них он видел будущее человечества, им должны были остаться плоды его работы.

349